Среди основных событий на рынке в 2019 году большинство опрошенных экспертов отметили слияние двух крупнейших российских коммерческих дата-центров: «Ростелеком-ЦОД» и DataLine.
«В течение 2019 года продолжался процесс укрупнения на рынке ЦОДов. В результате усилилась конкуренция среди сильнейших игроков, они же начали вытеснять небольших провайдеров, - отмечает директор сети дата-центров КРОК Павел Колмычек. - Между тем, о концентрации ресурсов в руках одной-двух компаний пока речь не идет. Ни одна из представленных сегодня организаций не имеет монопольной доли рынка, хотя о заметном влиянии на рынок отдельных поставщиков услуг ЦОДов уже можно говорить».
Расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана (это показатель уровня монополизации рынка, определяемый как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником) равен 0,088. Принято считать, что если значение индекса меньше 0,1, то рынок имеет низкий уровень монополизации. При этом действительно первый игрок (Ростелеком-ЦОД») захватил более четверти рынка (см. рис. 3) и будет оказывать заметное влияние на него, особенно в сегменте гос. компаний.
«Основным драйвером развития российского рынка ЦОДов служит все большая цифровизация многих отраслей, в том числе благодаря программе «Цифровая экономика», – отмечает Илья Хала, генеральный директор ЦОДа 3data. - Последние международные события ускорят внедрение цифровых решений, в том числе развитие моделей удаленного представления услуг в традиционных отраслях: образование, торговля, развлечения и др.
Участники рынка надеются, что реализация программы «Цифровой экономики» окажет положительное влияние на всех участников рынка. «Россия отличается централизацией и стремлением госзаказчиков использовать для удовлетворения ИТ-потребностей государственные же мощности, - отмечает генеральный директор Linxdatacenter Ольга Соколова. - Однако даже в этих условиях можно говорить о существовании множества направлений для продуктивного сотрудничества коммерческих ЦОДов и государства в рамках решения задач по цифровизации национальной экономики. Прежде всего, это обмен компетенциями и опытом реализации сложных технических решений на базе ЦОДов.»
Многие руководители ЦОДов связывают перспективы развития отрасли, в том числе, с развитием программы «Цифровая экономика». По мнению директора по стратегии и маркетинговым коммуникациям «Ростелеком-ЦОД» Видии Железнова, если будут реализованы запланированные программой мероприятия, в частности, реализации комплекса мер поддержки отрасли ЦОДов, то эти меры должны стимулировать рост внутреннего спроса на инфраструктуру хранения и обработки данных, а также повышение инвестиционной привлекательности отрасли.