Цель исследования Цель настоящего исследования – изучение российского рынка инфраструктурных облачных услуг. Фокус исследования был направлен на освещение следующих вопросов:
- определение текущего состояния рынка облачных услуг;
- анализ конкурентной ситуации и позиций ведущих игроков рынка;
- анализ динамики развития отечественного рынка облачных услуг.
- формализация экосистемы рынка облачных услуг, включая различных участников процесса оказания услуги;
В настоящем исследовании мы оцениваем объем рынка сегмента IaaS и PaaS в
публичных и гибридных облаках, которые представляют набор облачных инфраструктурных сервисов.
-
IaaS – аренда виртуализированных вычислительных мощностей и систем хранения и обработки данных (серверного и сетевого оборудования);
-
PaaS – аренда информационно-технологических платформ: операционных систем, систем управления базами данных, связующего программного обеспечения, средств разработки и тестирования;
Примечание. Ранее рассматриваемый в едином отчете по облачным услугам сегмент SaaS (аренда программного обеспечения и приложений) выделен в отдельное исследование и отдельный отчет.
Мы оставили за рамками нашего исследования частные облака, размещенные on-premise, так как это в большей степени услуга интеграторская, она исключает ключевое свойство облачных услуг – эластичность по объему услуг.
Именно продуктовый подход использовался при определении границ рынка и методологии его оценки.
Объем рынка IaaS определяется как совокупность доходов от предоставления услуг конечным клиентам в следующих основных сегментах IaaS:
- Виртуальные серверы (VDC, VPC)
- Storage-as-a-Service («хранение как услуга»)
- Backup, RaaS (Recovery), DRaaS (Disaster Recovery)
- API as a Service (APIaaS)
- VDI (Virtual Desktop Infrastructure)
Основные сегменты рынка PaaS:
- Application Platform-as-a-Service (для разработчиков)
- Виртуальный хостинг сайтов
- Integration Platform-as-a-Service
- DataBase-as-a-Service
- MBaaS (Mobile Backend as a Service)
- Model-Driven Development/Rapid Development PaaS
- Content Delivery Network (Network-as-a-Service)
- App Containers (контейнеры приложений)
Методика проведения исследования Поставленные задачи решались с использованием следующего инструментария:
Метод кабинетного исследования
Для анализа текущего состояния рынка и прогноза его развития в разрезе игроков, услуг, клиентов использовались данные из следующих источников:
- пресс-релизы компаний; другая информация, размещенная на сайтах компаний;
- финансовые отчеты компаний;
- собственные базы iKS-Consulting;
- публикации в открытых источниках;
- данные системы СПАРК.
Метод экспертного опроса
Опрос представителей топ-менеджмента компаний – поставщиков облачных услуг посредством личных интервью был направлен на решение трех задач:
- получение информации о текущих и прогнозных показателях деятельности ведущих компаний на рынке;
- экспертная оценка и проверка выработанных в ходе кабинетного исследования гипотез относительно текущих и перспективных тенденций развития рынка;
- выявление используемых бизнес-моделей взаимодействия участников рынка при оказании облачных услуг.
Метод анкетирования участников рынка
Ведущим сервис-провайдерам облачных услуг, работающим на рынке в сегментах IaaS и PaaS, была предложена анкета, позволяющая получить точные количественные данные о рынке и о распределении сегментов рынка по долям. В анкете запрашивалась следующая информация:
- объем и структура выручки;
- доля выручки от отдельных типов продуктов;
- количество пользователей IaaS и PaaS-услуг;
- структура клиентской базы по отраслям и по размеру компаний.
Полученные данные проходят верификацию, которая осуществляется на базе сравнительного анализа актуальных данных и прошлогодних результатов, данные компаний сравниваются нами с официальными данными Росстата по выручке компаний.
В случае сомнений в представленных данных мы запрашиваем у компаний официальные разъяснения. Если для участия в рейтинге представлена консолидированная выручка по группам компаний, мы запрашиваем структуру холдинга и выручку отдельных участников группы.
Распределение доходов по сегментам облачных услуг осуществляется участниками исследования самостоятельно. Мы верифицируем, главным образом, общий объем выручки и проверяем только факт, оказывает ли компания услуги в указанном ею сегменте.
Объем рынка рассчитывается в рублях без учета НДС. Пересчет объема рынка между рублями и долларами США проводится по среднему годовому курсу ЦБ РФ.
Консалтинговые услуги и дополнительные услуги, связанные с выбором решения и запуском проекта, как правило, входят в стоимость проекта и суммируются в том сегменте IaaS/PaaS, к которому относится данным проект. Мы не выделяем в рамках исследования доходы от консалтинговых услуг и не рассматриваем компании, которые оказывают только консалтинговые услуги.
При работе по агентской схеме с партнерами (схема реселлинга, White Label и проч.) мы учитываем в доли рынка отдельного игрока тот объем выручки, который поступил от клиентов на расчетный счет компании и который декларируется компанией, как выручка.
Для корректного расчета объема рынка для исключения дублирования выручки при реселлинге в анкете есть блок затрат, в частности на IaaS, который должен вычитаться при расчете объема рынка облачных услуг, но никак не сказывается на расчете выручки отдельной компании. В случае массового развития реселлинга, когда эти объемы будут сопоставимы с объемом прямых продаж провайдеров облачных услуг конечным клиентам, реселлеры могут быть выделены в отдельную группу участников рынка. Учитывая, что крупные игроки рынка предпочитают работать напрямую с поставщиками услуг, схема реселлинга актуальна в первую очередь при работе с сегментом СМБ.