Кадры решают все – в условиях пандемии, которая длится уже второй год, этот тезис становится все более справедливым. COVID-19 затронул все сферы деятельности людей, изменил привычные паттерны взаимодействия, бизнеса, логистики. Многие руководители осознали, что люди - очень уязвимый актив, который значительно сложнее сберегать, чем технику. Несмотря на активное внедрение голосовых роботов и искусственного интеллекта в процессы взаимодействия между компаниями и их клиентами, человек остается важнейшим звеном в организации этого общения.
Учитывая тот факт, что бизнес контакт-центров является одной из наиболее человекоемких отраслей, пандемия коронавирусной инфекции потребовала огромной мобилизации сил и средств в организации бизнес-процессов. Переводом на уда-ленную работу операторов занялись даже те контакт-центры, которые ранее категорически отвергали возможность работы операторов на дому. Вынужденные меры по предотвращению распространения коронавируса, организация санитарных норм, требуемых Росздравнадзором, были поставлены во главу угла при организации работы в условиях периодически возникающих волн ковида.
Столкнувшись с проблемами продолжения работы контакт-центров в среде, раз-рушенной коронавирусом, многие компании в срочном порядке внедрили планы обеспечения непрерывности бизнеса, которые обычно предполагали удаленную работу.
Требования к дистанционной работе потребовали перестройки методов подбора и обучения персонала, расширив, с одной стороны ареал приема кандидатов, но, с другой стороны, вводя дополнительные требования к кандидатам на удаленную работу: ответственность и самодостаточность кандидата стали цениться выше.
Отрасль контакт-центров заканчивает второй год пандемии, демонстрируя большую стойкость и гибкость бизнеса в новых условиях, высокие темпы роста и вполне ясные перспективы.
Дефицит кадров, вызванный не только пандемией, но и демографическим провалом среди молодых сотрудников, приводит к росту зарплат операторов в контакт-центрах. Этот процесс характерен для всех регионов, поэтому политика переноса рабочих площадок дальше на периферию уже не всегда работает. Однако, высокие требования к зарплате отражаются и на внутренних контакт-центрах, которым тоже оказывается сложнее находить новых сотрудников, и актуальность переноса задач по взаимодействию с клиентами в аутсорсинг становится все более актуальной, подпитывая аутсорсинговые контакт-центры новыми объемами работ.
Цифровизация бизнеса и повседневной жизни неизбежно трансформирует голосовые каналы взаимодействия в неголосовые или гибридные, что требует привлечения операторов с новыми навыками работы, но пока не может исключить человека из цепочки взаимодействия между компанией и клиентом. Чрезмерное, порой необдуманное использование голосовых роботов часто вызывает раздражение у клиентов и естественный откат к традиционным способам взаимодействия.
С развитием сети интернет и проникновением смартфонов резко выросла доля самообслуживания, когда пользователи управляют доступом и набором услуг че-рез свои личные кабинеты, а информацию узнают через сайты компаний. Однако, как правило, задачи организации самообслуживания остаются в компетенции внутренних структур компаний, а на аутсорсинг они по-прежнему передают обработку голосовых вызовов.
Контакт-центры учитывают спрос и предлагают к обслуживанию все доступные на сегодня каналы коммуникации: телефон, e-mail, web, SMS, видео звонки, социальные сети. Возможность контакт-центром обслуживать несколько различных каналов связи получила название мультиканальность.
В мире продолжает расти интерес к применению искусственного интеллекта при профилировании клиентов. Однако аутсорсинговые контакт центры часто ограничены здесь в своих возможностях, так как не имеют возможности из-за требований работы с персональными данными накапливать и обрабатывать большие массивы статистики общения со своими клиентами. Эта прерогатива чаще остается на стороне внутренних call-центров.