iKS-ОБЗОР
Уровень использования информационных технологий в здравоохранении
2016
МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ
Информатизация здравоохранения как государственная программа реализуется во всех регионах РФ уже с 2012 года (с ноября 2016 года как приоритетный проект «Электронное здравоохранение»).
По данным Министерства здравоохранения РФ, в сентябре 2016 года количество установленных автоматизированных рабочих мест врачей составляло 457 тысяч или 65% от всего необходимого объема. Насколько информационные технологии уже активно задействованы на практике? iKS-Consulting опросил пациентов и выяснил их опыт по использованию ИТ при обращении к врачу (подробнее в параметрах опроса).
Некоторые выводы этого исследования в iKS-ОБЗОРЕ.
Врачи продолжают работать с бумажными документами.
В 40% случаев протокол приема пока ведется исключительно в традиционной бумажной медицинской карте, 38% случаев – сведения о приеме дублируются и в электронной, и в бумажной форме.
В 63% случае направление на анализы / к специалисту выдавалось в бумажной форме.
Пациенты одобряют электронные медицинские сервисы.
57% респондентов заметили улучшения в работе медицинских организаций, 10% считают, что нововведения только ухудшают сложившийся порядок дел, а почти четверть ответивших (23%) не заметили никаких изменений.
В зависимости от региона доли «довольных» пациентов различаются в пределах 51%-64%, что обусловлено различными уровнями развития РМИС и требовательностью респондентов.
Полученное распределение говорит о том, что мероприятия, проводимые в рамках информатизации здравоохранения, оказывают значительный эффект на работу медицинских организаций, который отмечают многие пациенты, однако требуются дальнейшие доработки и усовершенствования.
Мало кто знает о сервисе «Мое здоровье».
Весной 2017 года планируется запуск на сайте Госуслуг медицинского сервиса личного кабинета «Мое здоровье». Насколько проинформированы об этом граждане?
Половина респондентов еще ничего не слышали о новом сервисе. 10% респондентов уже пользуются личным кабинетом, хотя он пока не доступен. Предполагаем, ответившие просто перепутали «Мое здоровье» с сервисами записи к врачу.
Таким образом, запуск нового функционала ЕГИСЗ не вызывает ажиотажа со стороны пациентов. Пока рано говорить о том, окажется ли этот сервис востребованным. Населению необходимо время для ознакомления с новым сервисом и осознания всех его преимуществ.
Основные выводы исследования
1
МИС должна быть удобным рабочим инструментом
Несмотря на удобство и преимущества работы с ЭМК, многие врачи предпочитают заполнять привычные бумажные документы. Это обусловлено не только сложностью освоения работы с компьютером, но и недоработками разработчиков: в тех случаях, когда ЭМК представляет собой не четко структурированный документ, позволяющий оперативно получать всю необходимую информацию о пациенте (включая данные лабораторных и диагностических исследовании, информацию о дименциях, госпитализации, патронаже и т.д.), а некую форму отчетности, которая никак не упрощает процесс приема пациентов, это вызывает только негативную реакцию со стороны медицинского персонала и усиливает нежелание использовать новый рабочий инструмент.
2
Пациенты довольны нововведениями
Пока пациенты сталкиваются на практике лишь с небольшой долей функционала медицинских информационных систем. В первую очередь, это возможность электронной записи к врачу посредством порталов, мобильных приложений и инфоматов. Прочие сервисы направлены на улучшение организационных процессов внутри медицинских организаций, упрощение взаимодействия между медицинскими учреждениями и контролирующими органами и т.д., то есть касаются пациентов лишь косвенно. Тем не менее, уже сейчас значительная доля населения замечает улучшения в работе медицинских учреждений.
3
Для освоения новых сервисов нужно время
Население РФ достаточно активно пользуется электронными услугами, однако слабо информировано о новых сервисах и возможностях. Для их освоения необходимо некоторое время.
Нажимая на кнопку "Скачать полную версию" я даю согласие на обработку моих персональных данных.

Скачайте полную версию
Светлана Патрикеева
Аналитик iKS-Consulting

Комментарии и дополнительную информацию можно получить:
Тел.: +7 (495) 505-1050
E-mail: s.patrikeeva@iks-consulting.ru
Параметры исследования
Обзор подготовлен по данным опроса пациентов, проведенного iKS-Consulting в ноябре-декабре 2016 года посредством Интернет-панели. В опросе приняли участие 694 респондента. Квотирование респондентов по полу и возрасту проводилось в соответствии со среднероссийскими показателями (Росстат). Респонденты отбирались по следующим критериям: обращение в городскую (районную) поликлинику по месту жительства за медицинской помощью в 2016 году, использование сервисов записи к врачу с помощью Интернета или электронного терминала (инфомата).
Т.к. опрос проводился в онлайн-формате, респонденты заведомо являются пользователями Интернета, более открыты к использованию электронных услуг и имеют больше опыта в работе с ними.