В IT 28% компаний тратят на ИИ более 10 млн руб. в год, в финансах и страховании — 20%, в добыче и переработке полезных ископаемых — 20%, в науке и образовании — 14%. В сегментах развлечений и медиа, ритейле, профессиональных услугах, HoReCa, промышленности, транспорте и логистике, а также в здравоохранении доля крупных инвестиций находится в диапазоне около 4–8%, а в недвижимости и строительстве составляет 1%.
Инвестиции в диапазоне от 500 тыс. до 10 млн руб. наиболее распространены в развлечениях и медиа (58%), науке и образовании (41%), HoReCa (35%). Доля компаний с инвестициями в ИИ менее 500 тыс. руб. остаётся наиболее высокой в профессиональных услугах (82%), промышленности (67%), недвижимости и строительстве (66%).
В крупнейшем бизнесе 23% компаний тратят на ИИ менее 500 тыс. руб. в год, 40% — от 500 тыс. до 10 млн руб., 37% — более 10 млн руб. В крупном бизнесе доля компаний с инвестициями менее 500 тыс. руб. составляет 32%, от 500 тыс. до 10 млн — 43%, свыше 10 млн — 24%.
В среднем бизнесе 45% компаний инвестируют в ИИ менее 500 тыс. руб., 48% — от 500 тыс. до 10 млн руб., 7% — более 10 млн руб. В малом бизнесе 69% компаний тратят на ИИ менее 500 тыс. руб., 28% — от 500 тыс. до 10 млн руб., 3% — более 10 млн руб.
Большинство опрошенных компаний (91%) сотрудничают только с одним вендором ИИ. Такая модель позволяет сфокусироваться на адаптации выбранных решений под специфические задачи бизнеса, а также упрощает управление инфраструктурой и снижает риски, связанные с совместимостью разных платформ. Доля компаний, которые работают сразу с несколькими вендорами (двумя и более), остаётся сравнительно низкой и составляет около 9%. Использование двух и более вендоров ИИ характерно для наиболее зрелых сегментов — крупных и крупнейших компаний с выручкой свыше 2 млрд руб.
Исследование основано на опросе более 700 российских компаний и серии глубинных интервью. В выборку вошли организации, у которых есть бюджеты на ИИ, от малого до крупнейшего бизнеса. Малый и бизнес — это компании с выручкой до 800 млн руб.; средний — от 800 млн до 2 млрд руб.; крупный — от 2 млрд до 15 млрд руб.; крупнейший — более 15 млрд руб. Большинство респондентов — из Москвы и Московской области, более трети — из регионов. В выборке представлены компании с разной численностью сотрудников: малые (26%), крупные (13%) и крупнейшие (17%). Опрос проводился среди специалистов, отвечающих за цифровое развитие, более половины участников — представители высшего менеджмента.